Право иностранцев на доступ к правосудию

3. А. Секинаева

Разбирательство дел с участием иностранных лиц в арбитражных судах ведется преимущественно в соответствии с национальным про­цессуальным законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила су­допроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, то приме­няются правила международного договора. Возникает необходимость анализа правил судопроизводства, во-первых, особенностей правового регулирования рассмотрения дел, осложненных иностранным элемен­том, с точки зрения национального законодательства и, во-вторых, применения и в целом реализации положений международных догово­ров РФ и иностранного процессу­ального законодательства.

Правило о равном правовом ре­жиме для иностранцев, лиц без гражданства, иностранных органи­заций и других лиц получило назва­ние национального правового Право иностранцев на доступ к правосудию режи­ма, вытекающего в первую очередь из ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, а так­же из такого принципа международ­ного процесса и национального гражданского процесса, как прин­цип равенства. Право на доступ к правосудию принадлежит к основ­ным и неотчуждаемым правам чело­века. Оно конкретизировано и за­креплено во всех международно­правовых актах, относящихся к сфере защиты прав человека и гражданина и признаваемых в каче­стве общепринятых стандартов. Го­сударства —участники Конвенции о защите прав человека и основных сво­бод 1950 г.1 имеют обязательство обес-

печивать реальный, а не формальный доступ к правосудию. В статье 6 Кон­венции Содружества Право иностранцев на доступ к правосудию Независимых Государств о правах и основных сво­бодах человека от 1995 г.2 право на доступ к правосудию получило та­кую же широкую трактовку. Право на доступ к правосудию носит уни­версальный характер, является • объектом международно-правового регулирования и защиты. Право свободного доступа в суды в граж­данском и арбитражном процессах предусмотрено многочисленными двусторонними и многосторонними международными договорами, в ча­стности ст. 14 Международного пак­та «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г.3, Кон­венцией ООН о статусе беженцев (28 июля 1951 г.) и Конвенции о ста­тусе апатридов (28 сентября 1954 г.). Правила российского законодатель­ства относительно доступа в суды соответствуют положениям ст. 14 упомянутого Международного Право иностранцев на доступ к правосудию пакта о гражданских и политических пра­вах и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом, как следует из Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «〇 ратификации Конвенции, о защи­те прав человека и основных свобод и протоколов к ней» Россия в соответ­ствии со ст. 46 данной Конвенции признает ipso facto и без специаль­ного соглашения юрисдикцию Евро­пейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкова­ния и применения данной Конвен­ции и протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Росси­ей положений этих договорных ак­тов, когда предполагаемое наруше­ние имело место после их вступле Право иностранцев на доступ к правосудию­ния в действие в отношении России.

Говоря о порядке предъявления иска и особенностях судопроизвод­ства с участием иностранных лиц, следует также исходить из правил национального правового режима. Иными словами, речь идет только о положениях, которые могут иметь специфику, связанную, например, с гарантиями возмещения судебных расходов, особенностями уплаты го­сударственной пошлины, поскольку истец — иностранное лицо может и не иметь банковского счета, имуще­ства на территории Российской Фе­дерации. Могут возникнуть сомне­ния в возможностях иностранного лица адекватно возместить потери другой стороны на судебные издер­жки, которые, возможно будут предъявлены к взысканию в зависи­мости от результатов рассмотрения дела. На иностранных лиц распрос Право иностранцев на доступ к правосудию­траняются в полной мере положе­ния арбитражной процессуальной правоспособности и дееспособности, установленные для российских лиц. При этом процессуальный статус иностранных лиц одинаков как в ис­ковом производстве, так и в неиско­вых производствах арбитражного процесса4. Равенство правовых воз-



возможностях доступа к националь­ному механизму судебной защиты на одних и тех же условиях вместе с гражданами и организациями дан­ного государства, который в каждой стране может быть и является весь­ма различным. Например, по новым правилам гл. 6 АПК РФ5 и ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятель­ности и адвокатуре в Российской Федерации»6 установлены Право иностранцев на доступ к правосудию опреде­ленные правила представления ин­тересов организаций в арбитражном суде, заключающиеся в возможно­сти ведения дел через свои органы, лиц, уполномоченных на ведение дела законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или состоящих в шта­те либо через адвокатов. Установле­ны также определенные правила представления интересов иностран­ных лиц адвокатами иностранных государств в судах РФ, и иностран­ные лица, вступая в арбитражный процесс в качестве участников, дол­жны соблюдать эти правила.

В части 1 ст. 254 АПК РФ7 появи­лось новое положение о том, что процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором РФ, тогда как ранее в силу национального Право иностранцев на доступ к правосудию правового ре­жима на иностранных лиц могли распространяться как общие, так и льготные правила. Под процессу­альными льготами можно понимать

ный правовой режим в арбитражном процессе по сравнению с общим про­цессуальным регламентом, напри­мер при уплате судебных расходов, получении правовой помощи и т. д. Аналогичное положение отражено в ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом поло­жении иностранных граждан в Рос­сийской Федерации» (далее — Фе­деральный закон № 115-ФЗ)8,в со­ответствии с которой иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязан­ности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмот­ренных федеральным законом. На­пример, согласно Право иностранцев на доступ к правосудию ст. 1 Конвенции о

правовой помощи и правовых отно­шениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.) (далее — Минская конвенция)9 граждане каждой из Договаривающихся Сто­рон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на тер­риториях всех других Договарива­ющихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав та­кой же правовой защитой, как и соб­ственные граждане данной Догова­ривающейся Стороны. Граждане стран, подписавших Минскую кон­венцию, а также другие лица, про­живающие на их территориях, име­ют право свободно и беспрепят­ственно обращаться в суды, проку­ратуру, органы внутренних дел и иные учреждения других Договари­вающихся Сторон, к Право иностранцев на доступ к правосудию компетенции которых относятся гражданские и семейные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъ­являть иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны. Поло­жения Минской конвенции приме­няются также к юридическим ли­цам, созданным в соответствии с за­конодательством Договариваю­щихся Сторон. В статье 2 Минской конвенции говорится о том, что граждане каждого из государств — участников СНГ, и лица, прожива­ющие на их территориях, освобож­даются от уплаты и возмещения су­дебных и нотариальных пошлин и издержек, а также пользуются бес­платной юридической помощью на тех же условиях, что и Право иностранцев на доступ к правосудию собственные граждане. При этом данные льготы распространяются на все процессу­альные действия, осуществляемые по данному делу, включая исполне­ние решения.

Такой же порядок предусмотрен ст. 3 Соглашения о порядке разреше­ния споров, связанных с осуществле­нием хозяйственной деятельности (1992 г.) (далее — Киевское соглаше­ние)10 ,в котором установлено, что хозяйствующие субъекты каждого из государств — участников СНГ пользуются на территории другого государства — участника СНГ пра­вовой и судебной защитой своих иму­щественных прав и законных инте­ресов, равной с хозяйствующими субъектами данного государства. Они имеют право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение хо­зяйственных Право иностранцев на доступ к правосудию дел, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.

Согласно ГК РФ11 (гл. 1,10 и 49) иностранные лица имеют право уча­ствовать в экономическом обороте на территории Российской Федера­ции через своих представителей. Последнее относится и к праву ино­странных лиц на судебную защиту в Российской Федерации (ст. 46 Кон­ституции РФ, разд. V АПК РФ). От­каз в приеме государственной по­шлины в этом случае может рас­сматриваться как отказ в осуществ­лении правосудия.

Таким образом, до законодатель­ного решения вопроса о порядке уплаты иностранными лицами- нерезидентами государственной по­шлины арбитражные суды вправе принимать Право иностранцев на доступ к правосудию свидетельства перечис­ления государственной пошлины по иску нерезидента его надлежащими представителями. Ведение судебно­го процесса может быть весьма дорогостоящим, оно может потребо­вать оплаты судебных пошлин, дру­гих судебных расходов, например на проведение экспертизы, оплату ус­луг адвоката. Во многих странах не­возможно ведение дела без помощи местного и допущенного к судебной практике, иногда только в опреде­ленном суде, адвоката. В данной сфере основополагающее значение имеют акты Совета Европы, в част­ности ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по­скольку право на эффективную су­дебную защиту включает в себя и возможность воспользоваться под­держкой при несении расходов, свя Право иностранцев на доступ к правосудию­занных с отправлением правосудия. Можно отметить также Гаагскую конвенцию по вопросам гражданс­кого процесса от 1 марта 1954 г.12. Ряд ее положений, в частности пра­вила, затрагивающие процессуаль­ное положение лиц, выступающих в судах другого государства, сохраня­ют свое действие13.

Согласно ч. 2 ст. 254 АПК РФ ино­странные лица могут обращаться в арбитражные суды по общим прави­лам подведомственности и подсуд­ности. При этом следует отметить такую специфическую особенность обращения в суд иностранных лиц, как возможность их представления консулом, находящимся в России. Ряд консульских конвенций Россий­ской Федерации, заключенных, в частности, с Болгарией, Вьетнамом, Польшей, Румынией, Китаем, КНДР, Австрией Право иностранцев на доступ к правосудию, ФРГ и рядом других стран, предусматривают, что для признания полномочий консула в суде доверенности не требуется14. Данные положения вытекают из ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях (1963 г.)10, согласно которой консульскими функциями являются наряду с прочими защита в государстве пребывания интере­сов представляемого государства и его граждан (физических и юриди-

мых международным правом; охра­на интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемо­го государства в случае преемства «rnortis causa» на территории госу­дарства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания; с соблюдением практи­ки и порядка, принятых в государ­стве пребывания, представитель­ство или обеспечение надлежащего представительства граждан Право иностранцев на доступ к правосудию пред­ставляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правила­ми государства пребывания, распо­ряжений о предварительных мерах, ограждающих права и законные ин­тересы этих граждан, если, в связи с отсутствием или по другим причи­нам, такие граждане не могут своев­ременно осуществить защиту своих прав и законных интересов.

Иностранные лица могут участво­вать в суде не только в качестве ист­цов и ответчиков. Формой защиты их прав может быть участие в качестве третьих лиц. Если права и законные интересы иностранных лиц затраги­ваются, необходимо их привлечение в возникший судебный Право иностранцев на доступ к правосудию процесс меж­ду двумя российскими лицами. В со­ответствии с ч. 3 ст. 254 АПК РФ пра­вовой статус иностранных лиц опре­деляется на основании доказательств, подтверждающих их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной эконо­мической деятельности16. В России по общему правилу личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет (п. 1 ст. 1195 ГК РФ)17,лич­ным законом юридического лица 一 право страны, где учреждено юриди­ческое лицо (п. 1 ст. 1202 ГК РФ). На­ряду с общими правилами есть ряд других положений, определяющих в зависимости от фактической ситуа­ции особенности права, подлежаще­го применению при определении правового положения лиц в Право иностранцев на доступ к правосудию граждан­ском обороте (см. гл, 67 ГК РФ).

В отношениях, осложненных ино­странным элементом, российский арбитражный суд в судебном про­цессе для определения статуса ино­странного лица в v юбом случае при­меняет и использует иностранное право, исходя как из ГК РФ, так и из международных договоров РФ. В частности, согласно ст. 23 Минской конвенции18 дееспособность физи­ческого лица определяется законо­дательством государства, гражда­нином которого является это лицо, дееспособность лица без граждан­ства определяется по праву страны, в которой оно имеет постоянное ме­сто жительства, а правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреж Право иностранцев на доступ к правосудию­дено. Эти же требования распрост­раняются согласно ст. 40 Минской конвенции и на доверенность для представительства в суде, посколь­ку форма доверенности и срок ее действия определяются по законо­дательству государств, на террито­рии которого доверенность выдана.

Статья 11 Киевского соглашения также регулирует вопросы опреде­ления статуса ю ридических лиц и предпринимателей в соответствии с законодательством государства — участника СНГ, на территории ко­торого учреждено юридическое лицо, зарегистрирован предприни- 1 ель. Практически юридический

статус иностранного лица подтвер­ждается выпиской из торгового ре­естра страны происхождения или другого эквивалентного доказатель­ства юридического статуса иностран­ного лица в соответствии с законода­тельством страны его местонахожде­ния, гражданства или Право иностранцев на доступ к правосудию постоянного места жительства19. Требования^к документам, подтверждающим ста­тус иностранных лиц, зависят от того, необходима для них легализа­ция нет. Если соответствующим международным договором РФ не предусмотрена легализация, то до­кументы принимаются на условиях, установленных данным договором, либо на условиях Конвенции, отме­няющей требование легализации иностранных официальных доку­ментов (5 октября 1961 г.)20.

В соответствии сч.4 ст. 254 АПК РФ Правительством РФ могут быть ус­тановлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц госу­дарств, в которых введены ограни­чения в отношении российских орга­низаций и граждан, так называемые реторсии. Аналогичное положение отражено в ст. 1194 ГК РФ 21.

Сотрудничество государств в об Право иностранцев на доступ к правосудию­ласти оказания правовой помощи является важной формой междуна­родного сотрудничества в правовой сфере. Российская Федерация уча­ствует во всех важнейших универ­сальных соглашениях об оказании международной правовой помощи и имеет оформленные отношения в этой сфере более чем с тридцатью государствами. Работа в этом на­правлении продолжается, так как у России нет договоров о правовой по­мощи с Великобританией, Германи­ей, Израилем, Швейцарией, Японией, со многими странами Латинской Америки, хотя на практике часто возникает необходимость взаимо­действия в этой сфере международ­ных отношений.

Россия должна быть участником Конвенции о международном досту­пе к правосудию (25 октября 1980 г.). На сегодняшний день сторонами Право иностранцев на доступ к правосудию- участниками данной Конвенции яв­ляются 27 государств. Присоедине­ние России к Конвенции о доступе к правосудию будет соответствовать

принципам, провозглашенным в Со­глашении о партнерстве и сотрудни­честве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами- членами с другой стороны (24 июня 1994 г.)22, и создаст мощную право­вую базу для гармонизации законо­дательства Российской Федерации с законодательством ЕС.

-


documentacejdfd.html
documentacejkpl.html
documentacejrzt.html
documentacejzkb.html
documentacekguj.html
Документ Право иностранцев на доступ к правосудию